По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Саха от 05.04.2013 по делу N А58-119/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 20.12.2012 N 101-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год" в части пунктов 5.3, 5.11 приложения N 2, пункта 2 приложения N 3>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу № А58-119/2013

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Шевелева В.В., судей Собардаховой В.Э., Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Слепцовой Антонины Васильевны (ИНН 143505493513, ОГРНИП 304143532400187) от 14.01.2013, без номера к Якутской городской Думе (ИНН 1435038820, ОГРН 1021401064651) о признании недействующим с момента принятия нормативно правового акта Якутской городской думы № 101-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год", принятый решением от 20.12.2012 РЯГД-51-8, в части приложения № 2 пункт 5.3 и 5.11, приложения № 3 п. 2 как несоответствующий федеральным законам имеющим большую юридическую силу, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика - Окружной администрации города Якутска,

установил:

На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились представители: заявителя - Слепцова А.В., Слепцов Л.Л. по доверенности от 08.02.2011; Якутской городской Думы - Иванов В.С. по доверенности от 13.02.2013. Представитель Окружной администрации города Якутска на судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания третье лицо извещено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Якутской городской Думе о признании недействующим с момента принятия нормативно правового акта Якутской городской думы № 101-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год", принятый решением от 20.12.2012 РЯГД-51-8, в части приложения № 2 пункт 5.3 и 5.11, приложения № 3 п. 2 как несоответствующий федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 года № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Якутская городская Дума возражает против заявленных требований. В отзыве указывает, что оспариваемый нормативно правовой акт соответствует действующему законодательству.
Третье лицо отзыв по существу заявленных требований не представило.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.
14 ноября 2006 года между Департаментом имущественных отношений мэрии города Якутска и индивидуальным предпринимателем Слепцовой Антониной Васильевной заключен договор аренды земельного участка площадью 865 кв. м. Участок предоставлен для торгового павильона (255,5 кв.м.), благоустройство (609,5 кв.м.). Срок действия договора с 14 ноября 2006 года до 1 мая 2008 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Решением Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № РЯГД-51-8 принят нормативный правовой акт "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год".
Указанным нормативным правовым актом утверждены:
базовые ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", на 2013 год (приложение № 2);
сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", на 2013 год (приложение № 3).
Решение Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № РЯГД-51-8 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год" с приложениями опубликовано в газете "Эхо столицы" от 25.12.2012 № 101 (2116).
Пунктами 5.3, 5.11 приложения № 2 оспариваемого нормативного правового акта утверждены базовые ставки арендной платы за земельные участки для земельных участков торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 18 процентов; для земельных участков под благоустройство прилегающей территории в размере 0,8 процентов соответственно.
Пунктом 2 приложения № 3 оспариваемого нормативного правового акта утверждены сроки внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год, согласно которому арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков в случае, если земельный участок предоставлен в аренду юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю.
Заявитель посчитав, что Решение Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № РЯГД-51-8 "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск" на 2013 год" в части пунктов 5.3, 5.11 приложения № 2, пункта 2 приложения № 3, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы, обратился с заявлением в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, положение, содержащееся в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет пределы проверки нормативного правового акта.
Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким нормативным правовым актом явилось Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не были установлены.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ).
Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 26 января 2008 года № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление № 26).
Согласно указанному постановлению органам местного самоуправления было рекомендовано утверждать в установленном порядке:
- соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- сроки внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Устава Городского округа "Город Якутск", утвержденного решением окружного Совета города Якутска от 25 июня 2007 года № РОС-51-1 "Об утверждении Устава Городского округа "Город Якутск" в новой редакции" Якутская городская Дума в соответствии с законодательством в интересах населения города устанавливает условия использования земель, находящихся в границах городского округа.
Решением Арбитражного суда РС (Я) от 19 июля 2011 по делу № А58-1791/2011, постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2011 года № А58-1791/2011, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года № 15575/2010 решения Якутской городской думы от 25 февраля 2009 № РЯГД-15-3, от 17 декабря 2009 № РЯГД-22-6, а также решением думы от 23 октября 2010 года № РЯГД-31-2 об утверждении базовых ставок арендной платы, о льготах и сроках внесения арендной платы за земельные участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" признаны соответствующими Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Федеральному закону "О защите конкуренции", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26.
Согласно пункту 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанных выше дел судами был рассмотрен вопрос о полномочиях Якутской городской думы, вынесшей нормативные акты на основании Постановления № 26.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.02.2012 по делу № А58-6028/2011, вступившим в законную силу, пункт 2 Постановления № 26 признан соответствующим Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Земельному кодексу Российской Федерации.
С учетом изложенного судом отклоняются доводы заявителя об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления по определению ставок арендной платы, сроков и льгот, поправочных коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Принимая оспариваемый нормативный акт, Дума действовала в пределах своих полномочий.
Доводы заявителя об отсутствии экономического обоснования ставок арендной платы судом отклоняются в силу следующего.
Постановлением № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из принципов, утвержденных названным постановлением, является принцип экономической обоснованности, состоящий в том, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Пунктами 5.3, 5.11 приложения № 2 к нормативному акту утверждены базовые ставки арендной платы для земельных участков торговых киосков, торговых павильонов и других некапитальных объектов торговли, в том числе торговых палаток, автофургонов, лотков сезонной торговли и иных торговых объектов в размере 18 процентов; для земельных участков под благоустройство прилегающей территории в размере 0,8 процентов соответственно.
Таким образом, установление ставки арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования соответствует Постановлению № 582.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О под экономическим обоснованием дифференциации ставки земельного налога, а, следовательно, и ставки арендной платы, понимает анализ и оценку экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.10.2012 по делу № А58-1806/2012 были признаны экономически обоснованными ставки арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", на 2012 год.
По делу № А58-1806/2012 лицами, участвующими в деле являлись те же лица, что и по настоящему делу. Кроме того ставки арендной платы за 2013 год в оспариваемой части не изменились по сравнению с 2012 годом.
Следовательно, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не доказывается вновь.
Установление базовой ставки 0,8 процентов от кадастровой стоимости земельного участка для земельных участков под благоустройство прилегающей территории прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ставки арендной платы по п.5.3 и 5.11 приложения № 2 оспариваемого Нормативного акта являются экономически обоснованными, не установленными произвольно, которые с учетом вышеназванных показателей обеспечивают баланс публичных и частных интересов.
Доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями Нормативного акта пункта 1.3 Постановления № 26, судом отклоняются, поскольку установление ставки в размере меньшем не нарушает имущественные права и законные интересы заявителя.
Пунктом 2 приложения № 3 Нормативного акта установлено, что арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", вносится арендатором ежеквартально равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 декабря в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков в случае, если земельный участок предоставлен в аренду юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю.
Согласно пункту 2.3 Постановления № 26 сроки внесения арендной платы устанавливаются органом местного самоуправления, но не реже двух раз в год.
Нарушений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктов 1.3, 2.3 Постановления № 26 суд не усматривает.
Статьей 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Указанная норма права предусматривает включение нормативных актов органов местного самоуправления в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а не их регистрацию.
Следовательно, подлежит отклонению довод заявителя о признании недействующим оспариваемого нормативного акта ввиду отсутствия регистрации.

Доводы о несоответствии экономического обоснования по причине его составления с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1198 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" судом отклоняются, поскольку данный Федеральный закон не применяется к спорным правоотношениям.
Не установлено нарушений оспариваемым актом и положений Земельного кодекса Российской Федерации.
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать нормативный правовой акт № 101-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" на 2013 год", принятый решением Якутской городской Думы от 20 декабря 2012 года № РЯГД-51-8, в части пунктов 5.3, 5.11 приложения № 2, пункта 2 приложения № 3 соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 года № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
В.В.ШЕВЕЛЕВ

Судьи
В.Э.СОБАРДАХОВА
В.А.АНДРЕЕВ


------------------------------------------------------------------