По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 16.05.2013 по делу N 3-13/13 <О признании недействующими в части слов "и страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности" части 3 статьи 18, а также пункта 2 части 1 статьи 25.2 Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу № 3-13/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)"

установил:

22 апреля 1994 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 8-I принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 17, 25.05.1994.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что положения статьи 25.2 оспариваемого нормативного правового акта, устанавливающей меры социальной защиты лиц, замещавших должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), после истечения срока их полномочий, приняты за пределами компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку данным положением устанавливаются не гарантии депутатской деятельности в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а предоставляются льготы и преимущества лицам, утратившим статус депутатов органов государственной власти субъекта РФ. Вместе с тем, по мнению прокурора, вопросы оплаты труда и установления гарантий отдельным категориям работников относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Кроме того, прокурором оспаривается часть 3 статьи 18 Закона РС(Я) как положение, предоставляющее народному депутату, осуществляющему депутатские полномочия без отрыва от основной деятельности, гарантию страхования на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности. Поскольку названной правовой нормой не конкретизирован вид страхования, предоставляемого народным депутатам республики, прокурор полагает часть 3 статьи 18 Закона противоречащей федеральному законодательству в связи с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений. При этом прокурор ссылается на статьи 3, 927, 935, 969 Гражданского кодекса РФ, которые в совокупности предусматривают возможность установления федеральным законом обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. требования уточнил, указав, что прокурором оспаривается часть 3 статьи 18 в части установления гарантий народных депутатов в сфере страхования, а также пункты 2 - 6 части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я).
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванов В.Н., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 г. № 1ГС-23, в судебном заседании возражений относительно заявленных требований прокурора об оспаривании части 3 статьи 18 Закона РС(Я) не представил, согласился с изложенными в заявлении доводами в указанной части в полном объеме.
В остальной части поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление прокурора, указав, что оспариваемые положения части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я) не противоречат федеральному законодательству, так как приняты в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставленных ему статьями 5, 10, 11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Ссылается при этом на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2013 года № 7-П, по смыслу которого не исключается право субъекта Российской Федерации при соблюдении требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства устанавливать законом субъекта Российской Федерации денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной основе, при прекращении их полномочий.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления и признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
22 апреля 1994 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 8-I принят Закон Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", № 17, 25.05.1994.
Вопросы установления общих принципов организации органов государственной власти отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Названным актом определены вопросы образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.
Пунктом п. 4 ст. 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ закреплено, что статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В силу подп. "б" п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Статьей 25.2 Закона РС(Я) предусмотрены меры социальной защиты лиц, замещавших должность Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Так, в соответствии с частью 1 названной нормы указанным лицам после истечения срока их полномочий (кроме случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями) устанавливаются следующие социальные гарантии:
1) право на выплату выходного пособия в размере шестикратного месячного денежного вознаграждения;
2) право на обеспечение автомашиной;
3) право на возмещение один раз в год транспортных расходов при пользовании на территории Республики Саха (Якутия) воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом;
4) право на пользование на территории Республики Саха (Якутия) залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов;
5) право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось им на день прекращения полномочий народного депутата, в том числе медицинское обследование один раз в год в государственном учреждении "Республиканская больница № 1 - Национальный центр медицины";
6) право на ежегодное санаторно-курортное лечение (в том числе одного неработающего члена семьи) в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, с оплатой проезда к месту лечения и обратно в пределах территории Российской Федерации.
Согласно части 2 названной правовой нормы средства на финансирование расходов, предусмотренных настоящей статьей, предусматриваются ежегодно в смете расходов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и утверждаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Разрешая по существу заявленные требования прокурора об оспаривании пунктов 2 - 6 части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я) суд руководствуется положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, согласно которому статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регулируется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 10); конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации устанавливаются также гарантии депутатской деятельности (пункт 1 статьи 13).
При этом, как следует из пункта 2 статьи 2.1 названного Федерального закона и пункта 6 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381), депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся к лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации.
Поскольку государственные должности субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов данного субъекта Российской Федерации (абзац седьмой пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается для его непосредственного участия в осуществлении полномочий данного законодательного (представительного) органа государственной власти.
Исходя из этого и учитывая, что Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятым в соответствии со статьей 71 (пункт "г") Конституции Российской Федерации, не закрепляются единые для федерального парламента и органов народного представительства в субъектах Российской Федерации принципы организации, законодателю субъекта Российской Федерации не только не запрещается, но и прямо предписывается введение гарантий для депутатов своего законодательного (представительного) органа государственной власти - при условии, что они согласуются с общими принципами организации данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2013 № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов", к числу материально-финансовых гарантий депутатской деятельности, осуществляемой на профессиональной постоянной основе, относятся в первую очередь ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и другие, предоставляемые депутатам в течение срока их полномочий, что - исходя из природы депутатского мандата, характера профессиональной депутатской деятельности и в целях обеспечения независимости депутатов - не исключает возможность установления для них дополнительных гарантий, предоставление которых связано с прекращением, в том числе досрочным, депутатских полномочий.
Трудовое законодательство, целью которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это предусмотрено статьей 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации. При этом согласно абзацу четвертому части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные органы государственной власти уполномочены на принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Что касается депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, то они в силу принципа независимости парламентария не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен самим актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.
По смыслу вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации реализация депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию - притом что применительно к ним прекращение статуса депутата трудовым законодательством не регламентируется - имеет ряд особенностей. В частности, отношения по предоставлению этим депутатам гарантий при прекращении депутатских полномочий, регулируются в рамках иного предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который определен статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу должно осуществляться на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13); решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета); по данным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 1 пункта 2 и пункт 3.1 статьи 26.3). Принятие указанных актов является основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, как это следует из Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, тем не менее предусматривает определенные ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые в силу требований статьи 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункты "а", "н" части 1) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации должны соблюдаться.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что установление дополнительных материально-финансовых гарантий лицам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий, является дискреционным полномочием самого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Реализуя данное полномочие, законодатель субъекта Российской Федерации обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации. В связи с этим суд не может согласиться с доводами прокурора о противоречии пунктов 2 - 6 части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я) федеральному законодательству в связи с принятием данных правовых норм с превышением полномочий субъекта Российской Федерации в сфере рассматриваемых правоотношений.
Между тем, судом учитываются положения части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, по правилам которой при рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении.
Так, оспариваемая правовая норма в части пункта 2 части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я) по своему содержанию представляется неопределенной, поскольку установление такой дополнительной гарантии, как право на обеспечение автомашиной, без указания при этом вида права, на котором вышеупомянутым лицам предоставляется соответствующее транспортное средство, срока и условий пользования автомашиной допускает неоднозначное толкование настоящего законоположения при его практическом применении.
В связи с изложенным установленное оспариваемым положением Закона правовое регулирование в этой части не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.
Неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 вышеназванного Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 разъяснил, что суду, проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
По изложенным основаниям суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 части 1 статьи 25.2 Закона РС(Я).
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона РС(Я) (в ред. Закона РС(Я) от 08.11.2012 1124-З № 1141-IV) народному депутату, осуществляющему депутатские полномочия без отрыва от основной деятельности, гарантируются бесплатное медицинское обслуживание, государственное пенсионное обеспечение и страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности.
Названная норма в части установления народному депутату гарантий в сфере страхования принята с нарушением исключительной компетенции Российской Федерации по регулированию гражданских правоотношений.
Правовое регулирование отношений, вытекающих из страхования, осуществляется на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями), иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами.
В силу пункта "о" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно частям 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью первой настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Указанные отношения регулируются также федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты. Действие настоящего Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений.
Статьей 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в качестве задач организации страхового дела определены:
проведение единой государственной политики в сфере страхования;
установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих объектов на территории Российской Федерации (часть 1).
В соответствии с той же статьей того же Закона РФ страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать, в том числе, положения, определяющие: субъекты страхования; объекты, подлежащие страхованию; перечень страховых случаев и другие.
Аналогичные правовые нормы о добровольном и обязательном страховании закреплены Гражданским кодексом Российской Федерации в главе 48 (страхование).
Так, в силу статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором. В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами главы 48 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. Правила, предусмотренные главой 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию (статья 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Что же касается полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых по предметам ведения Российской Федерации, в частности, в сфере гражданского законодательства, то они определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями, что явствует из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Каких-либо федеральных норм, предоставляющих право субъекту Российской Федерации устанавливать порядок и случаи страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета, не усматривается.
Сравнительный анализ оспариваемого прокурором постановления и приведенных выше федеральных норм приводит к выводу о том, что законодатель Республики Саха (Якутия) осуществил оспариваемое правовое регулирование в части 3 статьи 18 Закона РС(Я), не имея на это предусмотренных законом полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора, и признании названных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части слов "и страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период депутатской деятельности" часть 3 статьи 18, а также пункт 2 части 1 статьи 25.2 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.04.1994 З № 7-I "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 20.05.2013 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------