По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 30.04.2013 по делу N 3-10/13 <О признании недействующими пунктов 2 и 3 части 11 статьи 9, части 12 статьи 9, части 2 статьи 11 в части слов "уполномоченным представителем инициативной группы", части 3 статьи 14 Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу № 3-10/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)"

установил:

15.12.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1178-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 100, 29.12.2012, "Ил Тумэн", № 1, 11.01.2013.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 2 статьи 5 оспариваемого нормативного правового акта вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), поскольку предоставляет право гражданину РФ участвовать в выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву при достижении возраста 18 лет на день выдвижения этой инициативы, тогда как названной нормой федерального закона предусмотрено право гражданина Российской Федерации участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях при достижении гражданином возраста 18 лет на день голосования.
Частью 2 статьи 7 Закона РС(Я) установлен исчерпывающий перечень видов использования преимуществ должностного или служебного положения. По мнению прокурора, в противоречие с подпунктом "з" пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в данном перечне отсутствуют положения, в соответствии с которыми видом использования преимуществ должностного или служебного положения также является обнародование в период кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе.
Пунктами 2 и 3 части 11 статьи 9 Закона РС(Я), по мнению прокурора, неправомерно по сравнению с положениями пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлены дополнительные требования к документам, необходимым для регистрации инициативной группы, а именно - необоснованно предусмотрено наличие нотариально удостоверенных доверенностей, оформленных на уполномоченных представителей инициативной группы по финансовым вопросам, и заявлений указанных лиц о согласии быть уполномоченными представителями инициативной группы по финансовым вопросам; списка членов инициативной группы и уполномоченных представителей инициативной группы, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства каждого из указанных лиц.
По аналогичным вышеизложенным основаниям прокурором оспаривается пункт 3 части 15 статьи 9 Закона РС(Я) в части предусматривающей, что основаниями отказа в регистрации инициативной группы и ее уполномоченных представителей является несоответствие представленных инициативной группой документов требованиям части 11 настоящей статьи, при условии наличия в ее составной части пунктов 2 и 3.
Частью 12 статьи 9 Закона РС(Я) установлено, что Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации инициативной группы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Законом, и принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы. При регистрации инициативной группе выдается регистрационное свидетельство.
Прокурор считает, что данная норма вступает в противоречие со статьей 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как пунктами 2, 5 и 8 названной нормы федерального законодательства во взаимосвязи предусмотрено, что решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы принимается избирательной комиссией по результатам рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью разрешения данным органом вопроса о проведении референдума.
Согласно части 1 статьи 10 Закона РС(Я) инициативная группа обязана собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву подписи избирателей в количестве 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Данная норма, как полагает прокурор, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой, количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 10 Закона РС(Я), устанавливающая, что договор о сборе подписей, с лицом, осуществляющим сбор подписей, может заключать уполномоченный представитель инициативной группы по финансовым вопросам, оспаривается прокурором по причине несоответствия пункту 7 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой договор о сборе подписей может заключать уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.
Частью 8 статьи 10 Закона РС(Я) установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения).
Данная норма вступает в противоречие с п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой дополнительно день и месяц рождения указываются в подписном листе лицами в возрасте 18 лет на день голосования.
Кроме того, в заявлении прокурора указано на противоречие пункту 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ части 2 статьи 11 Закона РС(Я), которая, установив, что подписные листы в Центральную избирательную комиссию РС(Я) представляются уполномоченным представителем инициативной группы, необоснованно ограничила круг лиц, имеющих право представлять подписные листы в избирательную комиссию.
Пунктом 2 статьи 11 Закона РС(Я) установлено, что вместе с подписными листами в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) представляется также первый финансовый отчет инициативной группы об использовании средств фонда голосования по отзыву.
Прокурор считает вышеприведенную правовую норму не соответствующей пункту 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливающей требования к составу документов, предъявляемых в избирательную комиссию вместе с подписными листами, и не предусматривающей наличие при этом первого финансового отчета инициативной группы.
По аналогичным вышеизложенным основаниям прокурор полагает противоречащим федеральному законодательству пункт 1 части 6 статьи 45 Закона РС(Я).
Также в заявлении прокурора ставится вопрос о признании недействующей части 3 статьи 14 Закона РС(Я), устанавливающей обязанность Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, необходимых для назначения голосования по отзыву, от Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) уведомить об этом Президента Российской Федерации.
При этом прокурор ссылается на пункт 7 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому обязанность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ уведомить не только Президента Российской Федерации, но и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, возникает при поступлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума о регистрации группы.
Статья 17 Закона РС(Я) оспаривается прокурором ввиду отсутствия изложенных в пункте 17 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ положений, в соответствии с которыми, организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
Также, по мнению прокурора, часть 1 статьи 26 Закона РС(Я) исключает возможность права присутствия членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов, членов или уполномоченных представителей инициативной группы при подсчете голосов участников голосования по отзыву, что не соответствует пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
Из содержания части 8 статьи 26 Закона РС(Я) следует, что наблюдатели, представители средств массовой информации вправе присутствовать в иных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов голосования по отзыву, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах голосования по отзыву, а также при повторном подсчете голосов участников голосования по отзыву.
Данная норма, как полагает прокурор, вступает в противоречие с пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливающей, что наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях также при проведении ими досрочного голосования.
Кроме того, в заявлении указано, что частью 8 статьи 26 Закона РС(Я) в противоречие с названной нормой федерального законодательства ограничен круг лиц в части отсутствия в перечне иностранных (международных) наблюдателей.
Также прокурор полагает противоречащей пункту 8 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ часть 12 статьи 26 Закона РС(Я), так как оспариваемое положение регионального законодательства не предусматривает возможность предъявления направления наблюдателю в иную избирательную комиссию в период досрочного голосования.
Частью 1 статьи 28 Закона РС(Я) установлено, что списки участников голосования по отзыву составляются соответствующими комиссиями отдельно по каждому участку голосования по отзыву по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). В силу ч. 8 ст. 28 Закона РС(Я) при составлении списка участников голосования по отзыву может использоваться ГАС "Выборы".
Данные нормы в их взаимосвязи, как указано в заявлении прокурора, противоречат пункту 7 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой список избирателей составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы".
Частью 2 ст. 28 Закона РС(Я) предусмотрено, что списки участников голосования по отзыву составляются территориальной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой участники голосования временно пребывают.
Прокурор просит признать указанную правовую норму несоответствующей пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой в целях реализации прав избирателей, соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 42 Закона РС(Я) члены инициативной группы, иных групп участников голосования по отзыву, иные лица и организации не вправе при проведении агитации по вопросам отзыва воздействовать на избирателей (участников голосования по отзыву), обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а также оказать им услуги.
Данная норма оспаривается прокурором как противоречащая пункту 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как не предусматривает исключение из установленного требования, согласно которому установлен запрет на предоставлении безвозмездных услуг или на льготных условиях, а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 43 Закона РС(Я) определено, что до официального опубликования решения о назначении голосования по отзыву комиссиями за счет средств, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на подготовку голосования по отзыву, производятся расходы, связанные с приемом документов и подписных листов, проведением проверки подписей, собранных в поддержку выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву, а также с осуществлением контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием средств фонда голосования по отзыву, проверкой финансового отчета инициативной группы.
По мнению прокурора, названное положение регионального законодательства вступает в противоречие с пунктом 2 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой за счет средств, выделенных комиссиям соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссий, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
Пунктом 4 части 7 статьи 44 Закона РС(Я) установлено, что запрещается вносить пожертвования в фонд голосования по отзыву гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования.
Предъявляя требование о признании данной нормы недействительной, прокурор указывает на ее противоречие с подпунктом "г" пункта 6 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой запрещается вносить пожертвования в фонды референдума гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день внесения пожертвования.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона РС(Я) копии финансовых отчетов инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву передаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в средства массовой информации.
В заявлении о признании вышеприведенной нормы недействующей прокурор ссылается на противоречие пункту 9.1 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ ввиду отсутствия положения, предусматривающего, что указанные копии финансовых отчетов передаются в средства массовой информации для опубликования.
Согласно части 10 статьи 49 Закона РС(Я) участник голосования по отзыву, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника голосования по отзыву, не являющегося членом участковой комиссии, наблюдателем.
Прокурором указано на противоречие данной нормы пункту 10 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, наблюдателем.
Также прокурор полагает, что несоответствующей пункту 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ часть 15 статьи 49 Закона РС(Я), поскольку оспариваемой нормой не предусмотрено, что мотивированное решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе, а удаление наблюдателя и иных лиц из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме, принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме.
В связи с этим прокурором заявлены требования о признании недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 5, части 2 статьи 7, пунктов 2 и 3 части 11 статьи 9, пункта 3 части 15 статьи 9, части 12 статьи 9, части 1, 3, 8 статьи 10, части 2 статьи 11, пункта 1 части 6 статьи 45, части 3 статьи 14, статьи 17, частей 1, 8, 12 статьи 26, частей 1, 2, 8 статьи 28, части 2 статьи 42, части 3 статьи 43, пункта 4 части 7 статьи 44, части 8 статьи 45, частей 10 и 15 статьи 49 Закона РС(Я).
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. уточнил требования, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими часть 2 статьи 5, пункты 2 и 3 части 11 статьи 9, пункт 3 части 15 статьи 9, пункт 1 части 12 статьи 9, часть 2 статьи 11, часть 3 статьи 14 Закона РС(Я) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)". В остальной части просит производство по делу прекратить, ссылаясь на устранение выявленных противоречий федеральному законодательству путем внесения изменений и дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт в установленном законом порядке, а также указывая на то, что отдельные изложенные в заявлении требования об оспаривании нормативного правового акта прокурором не поддерживаются.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Неустроев Н.Н., действующий на основании доверенности от 09.01.2013 г. № 1ГС-24, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился.
Указывает на соответствие оспариваемой прокурором части 2 статьи 5 Закона РС(Я) пункту 7 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Возражая против требований прокурора о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2 и 3 части 11 и пункта 3 части 15 статьи 9 Закона РС(Я), представитель заинтересованного лица ссылается на то, что оспариваемые прокурором положения согласуются с требованиями части 11 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", устанавливающей перечень документов, прилагаемых к ходатайству о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума.
Также представитель заинтересованного лица не согласен с требованиями прокурора об оспаривании пункта 1 части 12 статьи 9 Закона РС(Я). Указывает при этом на часть 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которой процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводится в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "в" пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности.
В силу пункта 8 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
Руководствуясь вышеприведенными положениями федерального законодательства, представитель заинтересованного лица считает, что поскольку вопрос об отзыве главы субъекта Российской Федерации не регламентируется положениями статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, для регистрации инициативной группы и процедуры отзыва не требуется разрешение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о проведении референдума.
По аналогичным вышеизложенным основаниям представителем заинтересованного лица заявлено о несогласии с требованиями прокурора об оспаривании части 3 статьи 14 Закона РС(Я).
Не соглашаясь с доводами прокурора о противоречии части 2 статьи 11 Закона РС(Я) пункту 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представитель заинтересованного лица полагает, что названная правовая норма федерального законодательства не содержит конкретного перечня лиц, обладающих правом представлять подписные листы в избирательную комиссию. Так, подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум.
В остальной части согласился с заявлением прокурора о прекращении производства по делу, указывая на устранение выявленных противоречий федеральному законодательству части 2 статьи 7, части 8 статьи 10, статьи 17, частей 8 и 12 статьи 26, частей 1, 2 и 8 статьи 28, части 2 статьи 42, части 3 статьи 43, пункта 4 части 7 статьи 44, части 10 и 15 статьи 49 Закона РС(Я), а также учитывая то обстоятельство, что отдельные требования прокурором не поддерживаются.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Производство по данному делу в части оспаривания прокурором части 2 статьи 7, части 8 статьи 10, статьи 17, частей 8 и 12 статьи 26, частей 1, 2 и 8 статьи 28, части 2 статьи 42, части 3 статьи 43, пункта 4 части 7 статьи 44, части 10 и 15 статьи 49 Закона РС(Я) прекращено определением Верховного суда РС(Я) от 30.04.2013 г.
Таким образом, заявление прокурора об оспаривании отдельных положений названного Закона РС(Я) рассматривается судом в рамках требований о признании недействующими и не подлежащими применению части 2 статьи 5, пунктов 2 и 3 части 11 статьи 9, пункта 3 части 15 статьи 9, пункта 1 части 12 статьи 9, частей 1 и 3 статьи 10, части 2 статьи 11, части 3 статьи 14, части 1 статьи 26, пункта 1 части 6 статьи 45, части 8 статьи 45 Закона РС(Я).
При этом суд учитывает положения части 3 статьи 252 ГПК РФ, а также разъяснения, изложенные в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым отказ лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, от заявленного требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Предъявляя требования о прекращении производства по делу в части требований, касающихся частей 1 и 3 статьи 10, части 1 статьи 26, пункта 1 части 6 статьи 45, части 8 статьи 45 Закона РС(Я), при том, что данные правовые нормы на день разрешения дела судом не отменены либо не изложены в иной редакции, прокурор по существу отказался от заявленных им требований в соответствующей части. В связи с этим суд руководствуется частью 3 статьи 252 ГПК РФ и полагает необходимым рассмотреть данные требования по существу, так как производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем.
15.12.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З № 1178-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", № 100, 29.12.2012, "Ил Тумэн", № 1, 11.01.2013.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, а также предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из содержания пункта "к" части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 02.04.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается, в том числе, порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
С учетом того, что в силу части 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 373-З № 759-III "О Президенте Республики Саха (Якутия)" Президент Республики Саха (Якутия) является главой Республики Саха (Якутия) и ее высшим должностным лицом, суд считает, что оспариваемый Закон РС(Я) принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении заявленных прокурором требований об оспаривании отдельных норм закона РС(Я) суд учитывает положения статьи 19 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, регулирующей вопросы досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с названной нормой Федерального закона полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае, в частности, его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, на основании и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (пункт "л" части 1).
Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должна обеспечивать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Российской Федерации и обладающим активным избирательным правом (далее - участники голосования), возможность проведения агитации за его отзыв и против его отзыва, а также гарантировать участникам голосования всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву.
Процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проводится по инициативе граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации и обладающих активным избирательным правом, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 7.4).
В свою очередь, порядок проведения референдума Республики Саха (Якутия) регламентируется Законом Республики Саха (Якутия) от 22.12.1992 № 1273-XII (ред. от 26.05.2010) "О республиканском референдуме", в соответствии со статьей 4 которого вопросы подготовки, назначения и проведения референдума регулируются Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Саха (Якутия), Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим законом.
Кроме того, из содержания статьи 1 Закона РС(Я) следует, что данный нормативный правовой акт устанавливает порядок организации и проведения отзыва Главы Республики Саха (Якутия) (далее - отзыв). Отзыв проводится в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), настоящим Законом, иными законами Республики Саха (Якутия).
Тем самым на законодательном уровне определено, что процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Следовательно, нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения референдума субъекта РФ, в том числе положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, применяются в области рассматриваемых правоотношений в той части, в которой процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не урегулирована Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
Частью 2 статьи 5 Закона РС(Я) предусмотрено право гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 18 лет на день выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву, проставления подписи в подписном листе в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, место жительства которого расположено на территории Республики Саха (Якутия), участвовать в выдвижении этой инициативы, ставить свою подпись в подписном листе.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено право гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 18 лет, избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Той же правовой нормой установлено, что гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
По мнению прокурора, вышеприведенное положение регионального законодательства противоречит названной норме Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так как необоснованно ограничивает право граждан, не достигших возраста 18 лет на день осуществления указанных в части 2 статьи 5 Закона РС(Я) мероприятий, но которым исполнится 18 лет на день голосования, на участие в действиях по подготовке и проведению процедуры отзыва применительно к правилам проведения референдума, в частности право участвовать в выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву, ставить свою подпись в подписном листе.
Однако, с таким утверждением прокурора нельзя согласиться по следующим основаниям. Согласно абзацу 2 части 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ право выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву принадлежит гражданам, обладающим активным избирательным правом, т.е. по смыслу названной нормы достигшим возраста 18 лет на момент указанных действий, а не на день голосования. Из положения части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, также не следует, что правом данной инициативы обладают граждане, не достигшие возраста 18 лет.
Кроме того, оспариваемое положение регионального законодательства полностью согласуется в данном случае и с содержанием абзаца 4 части 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, в соответствии с которым в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) собираются подписи избирателей. Статус избирателя установлен пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и подразумевает, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, к числу которых в соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона лица, не достигшие 18-летнего возраста не относятся.
С учетом того, что часть 7.1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ предусматривает требование обязательного соответствия названному Федеральному закону положений закона субъекта Российской Федерации, регулирующего отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, основания и процедуру отзыва, суд полагает, что оспариваемые прокурором положения части 2 статьи 5 Закона РС(Я) не противоречат Федеральному закону от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, который в сфере рассматриваемых правоотношений является специальной нормой.
Кроме того, суд принимает во внимание содержание части 1 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
По правилам части 1 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
В соответствии с частью 6 статьи 37 вышеназванного Федерального закона подписи в поддержку инициативы проведения референдума могут собираться среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Системный анализ вышеприведенных правовых норм дает основания полагать, что реализация права гражданина Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума, обусловлена назначением проведения такого референдума, определением дня голосования, что позволяет утверждать о приобретении участником референдума права на голосование на конкретную дату. Между тем, применительно к процедуре отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации назначение дня голосования не осуществляется на стадии выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву, сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, а происходит после завершения данных этапов в установленном законом порядке. Таким образом, на момент осуществления указанных действий и до принятия решения законодательным (представительным) органом субъекта РФ о проведении процедуры отзыва невозможно определить, обладает ли не достигший 18-летнего возраста гражданин Российской Федерации правом на участие в голосовании по отзыву. При том, что часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предоставляет не достигшему возраста 18 лет гражданину Российской Федерации до голосования участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума с условием, что такие действия предусмотрены законом и проводятся законными методами, суд не может согласиться с доводами прокурора о наличии у несовершеннолетнего лица, не обладающего активным избирательным правом, возможности участвовать в выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву, а также оказывать поддержку инициативы проведения голосования путем подписи в подписном листе. Вышеназванная норма Федерального закона, хотя и предоставляет не достигшему возраста 18 лет гражданину Российской Федерации до голосования участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума, вместе с тем ограничивает такое право условием, что данные действия должны быть предусмотрены законом и проводиться в установленном законом порядке.
Иное правовое регулирование процедуры отзыва главы субъекта Российской Федерации противоречило бы вышеприведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем у суда не имеется оснований согласиться с утверждением прокурора о противоречии части 2 статьи 5 Закона РС(Я) федеральному законодательству и признании данной нормы недействующей.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 11 статьи 9 Закона РС(Я) к ходатайству о регистрации инициативной группы проведения голосования по отзыву должны быть приложены:
нотариально удостоверенные доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы по финансовым вопросам, и заявления указанных лиц о согласии быть уполномоченными представителями инициативной группы по финансовым вопросам;
список членов инициативной группы и уполномоченных представителей инициативной группы. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства каждого из указанных лиц.
Поскольку процедура отзыва высшего должностного лица субъекта РФ по правилам части 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ проводится в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, суд учитывает следующее.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В соответствии с частью 3 названной правовой нормы в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что к ходатайству о регистрации инициативной группы должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Таким образом, действующее федеральное законодательство, устанавливающее в данном случае порядок проведения референдума субъекта РФ, который применяется и при проведении голосования по отзыву, не предусматривают обязанности инициативной группы по приложению к ходатайству о регистрации иных документов, кроме протокола собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Перечисленные в пунктах 2 и 3 части 11 статьи 9 Закона РС(Я) сведения, по сути, указываются непосредственно в ходатайстве о регистрации инициативной группы, в связи с чем оспариваемые положения Закона РС(Я) следует признать несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.
Ссылка представителя заинтересованного лица на соответствие оспариваемых прокурором правовых положений требованиям части 11 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", устанавливающей перечень документов, прилагаемых к ходатайству о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума, признана судом несостоятельной, так как названным нормативным правовым актом рассматриваемые правоотношения не регулируются.
Между тем, по мнению суда, требования прокурора об оспаривании по вышеизложенным основаниям пункта 3 части 15 статьи 9 Закона РС(Я) не подлежат удовлетворению, так как указанным положением Закона РС(Я) предусмотрено, что основанием отказа в регистрации инициативной группы и ее уполномоченных представителей является несоответствие представленных инициативной группой документов требованиям частей 10, 11 настоящей статьи без указания на конкретные пункты правовой нормы. Поскольку пункты 2 и 3 части 11 статьи 9 Закона РС(Я) исследованы судом на предмет соответствия федеральному законодательству и признаны недействующими, возможность возникновения при применении пункта 3 части 15 статьи 9 Закона РС(Я) противоречия нормам федерального законодательства тем самым устраняется полностью и дополнительного признания данной нормы недействительной не требуется.
Согласно части 12 статьи 9 Закона РС(Я) Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации инициативной группы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным настоящим Законом, и принимает одно из следующих решений:
1) о регистрации инициативной группы и ее уполномоченных представителей, при этом инициативной группе выдается регистрационное свидетельство, форма которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Регистрационное свидетельство инициативной группы действительно со дня принятия решения о регистрации инициативной группы до дня официального опубликования результатов голосования по отзыву. В регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе, указываются дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву и количество подписей избирателей, которое требуется собрать инициативной группе в соответствии с частью 1 статьи 10 настоящего Закона (в абсолютном выражении);
2) об отказе в регистрации инициативной группы.
При разрешении требований прокурора в указанной части суд учитывает положения статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2).
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 50).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (пункт 6).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (пункт 8).
Анализ вышеприведенных норм законодательства приводит к выводу о том, что решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы может быть принято Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) только по результатам рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации с целью разрешения данным органом вопроса о проведении голосования по отзыву.
Отсутствие данного условия для регистрации инициативной группы указывает на несоответствие пункта 1 части 12 статьи 9 Закона РС(Я) положениям действующего федерального законодательства. В связи с этим требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 10 Закона РС(Я) инициативная группа обязана собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву подписи избирателей в количестве 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Данная норма, как полагает прокурор, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с которой, количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.
При разрешении данных требований необходимо учитывать, что проведение голосования по отзыву собственно референдумом в смысле, определенном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не является. Как указано в подпункте "а" пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим основания и процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации хотя и осуществляется в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, но обязательно должна учитывать при этом особенности, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, как установлено абзацем 2 пункта 7.4 статьи 19 названного законодательного акта.
В свою очередь, абзацем 4 пункта 7.4 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ установлено, что в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения части 1 статьи 10 Закона РС(Я) полностью согласуются с требованиями федерального законодательства в указанной части. Следовательно, соответствующие требования прокурора являются необоснованными и подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 10 Закона РС(Я) право сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по финансовым вопросам может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей, договор о сборе подписей.
Данная норма, как полагает прокурор, в той части, в которой право заключения договора с лицом, осуществляющим сбор подписей, предоставляется уполномоченному представителю инициативной группы по финансовым вопросам, противоречит пункту 7 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, по смыслу которого уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей.
Между тем, вышеприведенная правовая норма федерального законодательства должна применяться во взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в силу которой договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с кампанией референдума, заключаются уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума. При этом согласно пункту 3 статьи 59 названного Федерального закона средства фондов референдума могут использоваться, в том числе, на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей участников референдума.
В связи с этим суд не находит оснований согласиться с доводами прокурора о несоответствии оспариваемой части 3 статьи 10 Закона РС(Я) действующему федеральному законодательству.
Кроме того, в заявлении прокурора указано на противоречие пункту 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ части 2 статьи 11 Закона РС(Я), которая, установив, что подписные листы в Центральную избирательную комиссию РС(Я) представляются уполномоченным представителем инициативной группы, необоснованно ограничила круг лиц, имеющих право представлять подписные листы в комиссию по отзыву.
Так, пунктом 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, как нормой, регулирующей порядок предоставления подписных листов в комиссию, не предусмотрено какое-либо ограничение для круга лиц, имеющих право осуществлять соответствующие действия по предоставлению подписных листов и прилагаемых к ним документов иных материалов в комиссию референдума.
В связи с этим суд полагает обоснованными доводы прокурора о признании недействующей части 2 статьи 11 Закона РС(Я) в части слов "уполномоченным представителем инициативной группы".
Из второго предложения части 2 статьи 11 Закона РС(Я) следует, что вместе с подписными листами в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) представляется также первый финансовый отчет инициативной группы об использовании средств фонда голосования по отзыву.
Прокурор считает вышеприведенную правовую норму не соответствующей пункту 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ устанавливающей требования к составу документов, предъявляемых в избирательную комиссию вместе с подписными листами, и не предусматривающей наличие при этом первого финансового отчета инициативной группы.
По аналогичным вышеизложенным основаниям прокурор полагает противоречащим федеральному законодательству пункт 1 части 6 статьи 45 Закона РС(Я), согласно которому инициативная группа представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) свои финансовые отчеты, в частности первый финансовый отчет - одновременно с представлением подписных листов в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) в установленном настоящим Законом порядке.
Однако, в силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляет первый финансовый отчет. Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ под термином "закон" в настоящем законе подразумеваются федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Следовательно, установление законом субъекта РФ требования к перечню документов, представляемых инициативной группой одновременно с подписными листами, в комиссию по отзыву, в настоящем случае не противоречит требованиям названного Федерального закона во взаимосвязи с положениями статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
По изложенным основаниям суд не может согласиться с доводами прокурора об оспаривании части 2 статьи 11, а также пункта 1 части 6 статьи 45 Закона РС(Я) в связи с указанием в названных нормах на предоставление инициативной группой первого финансового отчета одновременно с представлением подписных листов.
В соответствии со статьей 14 закона РС(Я) решение о назначении голосования по отзыву принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (часть 1).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает решение о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении такого голосования в течение 15 дней со дня поступления документов, необходимых для назначения голосования по отзыву, от Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном настоящим Законом (часть 2).
В силу части 3 статьи 14 закона РС(Я) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не позднее чем через пять дней со дня поступления документов, необходимых для назначения голосования по отзыву, от Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) уведомляет об этом Президента Российской Федерации.
В заявлении прокурора указано на противоречие части 3 статьи 14 Закона РС(Я) пункту 7 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ ввиду отсутствия в оспариваемой правовой норме регионального законодательства положений, обязывающих законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Отсутствие названных положений в части 3 статьи 14 Закона РС(Я) указывает на несоблюдение процедуры голосования по отзыву в соответствии с требованиями федерального законодательства. В связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора об оспаривании названной нормы Закона РС(Я) по вышеизложенным основаниям.
В силу части 1 статьи 26 Закона РС(Я) на всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссией работы со списками участников голосования по отзыву, с бюллетенями для голосования по отзыву, протоколами об итогах голосования и сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, члены или уполномоченные представители инициативной группы, иных групп участников голосования по отзыву. Для присутствия на заседаниях соответствующей комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов участников голосования по отзыву и осуществляется работа с перечисленными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными документами, а также при подсчете голосов участников голосования по отзыву вправе присутствовать представители средств массовой информации.
По мнению прокурора, содержание вышеприведенной правовой нормы исключает возможность права присутствия членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов, членов или уполномоченных представителей инициативной группы при подсчете голосов участников голосования по отзыву, что не соответствует пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
С данными доводами прокурора суд не может согласиться в силу прямого указания в оспариваемой норме регионального законодательства права членов вышестоящих комиссий и работников их аппаратов, членов или уполномоченных представителей инициативной группы, иных групп участников голосования по отзыву присутствовать при осуществлении соответствующей участковой, территориальной комиссией работы с бюллетенями для голосования по отзыву, а также находиться на заседаниях и в помещениях, в которых ведется подсчет голосов участников голосования по отзыву и осуществляется работа с перечисленными документами. В связи с этим суд не усматривает несоответствия оспариваемой прокурором нормы положениям федерального законодательства.
Частью 8 статьи 45 Закона РС(Я) предусмотрено, что копии финансовых отчетов инициативной группы, иной группы участников голосования по отзыву передаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) в средства массовой информации, а также размещаются ею на своем сайте в сети "Интернет" в течение пяти дней со дня получения указанных отчетов.
В заявлении о признании вышеприведенной нормы недействующей прокурор ссылается на противоречие ее пункту 9.1 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ ввиду отсутствия положения, предусматривающего, что указанные копии финансовых отчетов передаются в средства массовой информации для опубликования.
Вместе с тем, часть 8 статьи 45 Закона РС(Я) во взаимосвязи с частью 11 статьи 45 Закона РС(Я) устанавливает, что редакции республиканских государственных периодических печатных изданий обязаны публиковать переданные им Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) сведения о поступлении средств в фонды голосования по отзыву и расходовании этих средств. Обязательному опубликованию подлежат сведения об общей сумме средств, поступивших в фонд голосования по отзыву, и об общей сумме средств, израсходованных из него. Тем самым соблюдены требования федерального закона об опубликовании переданных комиссиями в редакции средств массовой информации сведений о поступлении средств в фонды голосования по отзыву и расходовании этих средств. В связи с этим оснований для удовлетворения требований прокурора в указанной части суд не находит.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании вышеназванных оспариваемых положений Закона недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 2 и 3 части 11 статьи 9, часть 12 статьи 9, часть 2 статьи 11 в части слов "уполномоченным представителем инициативной группы", часть 3 статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1152-З № 1177-IV "О порядке отзыва Главы Республики Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда принято в окончательной форме 6 мая 2013 года.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------