По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Указ Президента РС от 16.05.2013 N 2061 "Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха "



16 мая 2013 года N 2061

------------------------------------------------------------------

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях оказания помощи молодым специалистам исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в приобретении профессиональных навыков, профессионального становления, развития способностей самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью, в соответствии с Планом мероприятий по реализации долгосрочной государственной политики Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления установить институты наставничества на муниципальной службе в Республике Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Куприянова Ю.С.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
16 мая 2013 года
№ 2061





Утверждено
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 16 мая 2013 г. № 2061

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия) (далее - Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества на государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия) в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия).
2. Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с государственными гражданскими служащими, не имеющими стажа государственной службы в органах управления, или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы, предусматривает систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения управленческой деятельности.
Наставник - опытный государственный гражданский служащий, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области государственного управления и воспитания.

II. Цели и задачи наставничества

3. Целью наставничества в исполнительных органах государственной власти является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков выполнения служебных обязанностей, адаптация в коллективе, а также воспитание дисциплинированности.
4. Задачами наставничества являются:
помощь в адаптации молодых специалистов в системе государственной службы Республики Саха (Якутия) в целом и в конкретном подразделении исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) в частности, к новым условиям службы, а также помощь в усвоении положительных традиций исполнительного органа государственной власти, осознании служебного долга и требований законодательства о государственной гражданской службе;
обучение молодых специалистов профессиональному мастерству, эффективным формам и методам работы, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
формирование у молодых специалистов необходимых морально-психологических качеств, сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности к государственной службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, необходимости соблюдения служебной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к коллегам и другим лицам;
оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при исполнении служебных обязанностей;
привитие молодым специалистам интереса к управленческой деятельности и закрепление государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти.
5. Задачи наставничества решаются во взаимодействии руководителей исполнительных органов государственной власти и их подразделений, государственных служащих подразделений по вопросам государственной службы и кадров, наставников, советов наставников, представителей Общественных советов и иных организаций.

III. Организация наставничества

6. Наставничество устанавливается в отношении молодых специалистов, впервые назначенных на соответствующие должности в подразделениях исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), на основании решения руководителя.
7. Наставничество устанавливается продолжительностью до одного года. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на службе по уважительным причинам молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
8. К работе в качестве наставников привлекаются подготовленные государственные гражданские служащие, имеющие опыт управленческой и методической работы, стабильные показатели в работе, системное представление об управленческой деятельности и работе исполнительных органов государственной власти, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие стаж государственной и муниципальной службы не менее пяти лет, а также стаж работы по специальности не менее двух лет.
Служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия этого взыскания не привлекаются.
9. Руководитель исполнительного органа государственной власти определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать двух человек.
10. К работе по оказанию практической помощи молодым специалистам могут привлекаться ветераны государственной службы, члены Общественных советов при исполнительных органах государственной власти, обладающие большим профессиональным опытом.
11. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого служащего, за которым он будет закреплен решением руководителя исполнительного органа государственной власти.
12. Замена наставника производится решением руководителя исполнительного органа государственной власти на основании письменных заявлений:
при прекращении наставником служебных отношений в исполнительном органе государственной власти;
при переводе (назначении) молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа, в другое подразделение исполнительного органа государственной власти или на иную должность;
при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;
при психологической несовместимости наставника и молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа. В данном случае при наличии уважительных причин инициатором замены может выступать либо наставник либо молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа либо руководитель подразделения исполнительного органа государственной власти.

IV. Руководство наставничеством

13. Организация работы по развитию наставничества является обязанностью руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
14. Ответственность за организацию наставничества возлагается на руководителя исполнительного органа государственной власти и руководителя структурного подразделения, где проходит службу молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа.
15. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель исполнительного органа государственной власти, который:
организует обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной работы, основам педагогики и психологии;
обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на заседаниях Общественных советов при исполнительных органах государственной власти, аттестационных комиссиях;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт наставничества, разрабатывает единую систему оценки работы наставников;
заслушивает отчеты наставников о проделанной работе, анализирует результаты работы, определяет меры поощрения наставников.
16. Наставники по своей инициативе могут создавать орган общественного самоуправления - Совет наставников.

V. Права и обязанности наставника

17. Наставник обязан:
разрабатывать совместно с молодым специалистом индивидуальный план адаптации;
содействовать молодому специалисту в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы исполнительного органа государственной власти в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;
оказывать индивидуальную помощь в изучении действующего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов исполнительных органов государственной власти, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений;
выявлять и совместно устранять ошибки, допущенные молодым специалистом в служебной деятельности;
передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества молодого специалиста, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
воспитывать на положительных традициях коллектива, прививать ему чувство профессиональной гордости, ответственности за состояние дел в исполнительном органе государственной власти;
быть требовательным к молодому специалисту, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
проявлять корректность и внимательность, быть вежливым, в корректной форме давать оценку результатам работы молодого специалиста, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, прививать навыки здорового образа жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, при необходимости корректировать поведение на службе;
периодически докладывать руководителю исполнительного органа государственной власти о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;
составлять отчет по итогам наставнической работы.
18. Права наставника:
вносить предложения аттестационной комиссии при аттестации, решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей исполнительных органов государственной власти;
требовать выполнения молодым специалистом предусмотренного настоящим Положением порядка прохождения службы в период наставничества;
контролировать обеспеченность молодого специалиста положенным ему имуществом и оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий его труда.


VII. Права и обязанности молодого специалиста,
в отношении которого осуществляется наставническая работа

19. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:
изучать требования законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов исполнительного органа государственной власти, определяющих права и обязанности государственного служащего, вопросы прохождения службы и профессиональной подготовки;
изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в системе государственной службы;
выполнять указания и рекомендации наставника, учиться у него практическому решению поставленных задач;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
составлять отчет о выполнении индивидуальной программы адаптации;
дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
20. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:
пользоваться имеющейся в органе государственной власти служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;
обращаться в индивидуальном порядке к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
ходатайствовать о замене наставника при невозможности установления личного контакта перед руководителем исполнительного органа государственной власти.

VII. Основные формы, методы и показатели
индивидуальной работы наставника

21. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения служебных обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста, получении дополнительных знаний.
22. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.
23. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладении передовыми приемами выполнения служебных обязанностей, в исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов служебной деятельности.
Помощь может быть оказана в форме совета, разъяснения, демонстрации, пожелания, совместного выполнения отдельных поручений, обязанностей. Оказание помощи в выработке способности решать задачи в нестандартных ситуациях.
24. Воспитательные беседы о проблемах службы, учебы, об участии в жизни коллектива, отношении к повышению профессионального уровня, конкретных фактах пассивности в службе, нарушениях дисциплины, причинах, мешающих достичь лучших результатов в службе, и других проблемах.
25. Личный пример наставника, который должен проявляться в безупречном выполнении наставником служебных обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, заботливом отношении к молодым специалистам, постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, строгом соблюдении требований законодательства, примерном поведении на службе и в быту, во взаимоотношениях с коллегами и в семье.
26. Показателями успешной работы наставника являются:
- успешное прохождение молодым специалистом испытательного срока (если он устанавливался);
- полное освоение служебных функций молодым специалистом;
- отсутствие обоснованных жалоб и заявлений со стороны граждан и организаций к служебной деятельности и служебному поведению молодого специалиста;
- отсутствие нарушений со стороны молодого специалиста требований должностного регламента, служебного распорядка исполнительного органа государственной власти, Кодекса этики и служебного поведения членов Правительства Республики Саха (Якутия) и государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия);
- соблюдение молодым специалистом сроков выполнения поручений;
- положительный отзыв молодым специалистом о работе наставника.

VIII. Завершение наставничества,
стимулирование работы наставника

27. В течение десяти календарных дней по окончании установленного организационно - распорядительным документом руководителя исполнительного органа государственной власти срока наставничества наставник готовит отчет об итогах наставничества. При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
28. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем исполнительного органа государственной власти приобщается к личному делу государственного служащего, в отношении которого осуществлялось наставничество.
29. На основании предложений руководителя структурного подразделения по вопросам государственной службы и кадров, Совета наставников либо по своей инициативе руководитель исполнительного органа государственной власти рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника, в том числе о премировании за выполнение особо важных и сложных заданий. Размер премии определяется руководителем исполнительного органа государственной власти.
30. За образцовое выполнение служебного долга, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание молодых специалистов наиболее отличившиеся наставники по представлению руководителя исполнительного органа государственной власти могут быть дополнительно поощрены и представлены к награде.


------------------------------------------------------------------