По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 11.10.2013 по делу N 3-64-13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. по делу № 3-64-13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре судебного заседания Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Самойловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-3 № 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)",

установил:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-3 № 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)" (далее Закон Республики № 909-IV). Заявление мотивировано следующим. Указанным законом определены условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия), а также ее размер. Статьей 9 Закона Республики № 909-IV источником финансирования выплаты пенсии определен местный бюджет.
По мнению прокурора, Закон Республики № 909-IV вступает в противоречие с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которым расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В силу п. 1 ст. 9, п.п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Субъект Российской Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).
В судебном заседании прокурор Самойлова В.В. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 9 января 2013 года № 1 гс-28, требование прокурора не признал и пояснил следующее. В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Доводы прокурора, сводящиеся к тому, что установление законом республики гарантии пенсионного обеспечения за выслугу лет нарушает принцип самостоятельности бюджетов, считает надуманными.
Считает, что если следовать логике прокурора, каждый из 410 муниципальных образований республики может самостоятельно определить условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет указанным категориям лиц. В целях недопущения такого (различного) регулирования правовых отношений в указанной области, в целях единообразного регулирования вопросов предоставления дополнительных гарантий лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) приняло оспариваемый закон. Муниципальные образования, при установлении гарантий осуществления полномочий указанными лицами должны руководствоваться положениями Закона Республики Саха (Якутия) № 909-IV.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы поступления на муниципальную службу в Российской Федерации, прохождение и прекращение муниципальной службы регламентированы Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
15 декабря 2011 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-3 № 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)" (далее Закон Республики № 909-IV). Опубликован указанный закон в издании "Якутские ведомости" № 2, 14.01.2012 г.
Согласно статье 1 Закона Республики № 909-IV правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З № 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 года 480-З № 975-III "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы, законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Оспариваемый закон определяет условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, к которым законодатель относит депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, и должности муниципальной службы - профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).
Таким образом, пенсия за выслугу лет муниципальным служащим является государственным пенсионным обеспечением.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет.
При таких обстоятельствах Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), обладало полномочиями предусмотреть своим законом лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в РС(Я) дополнительные гарантии, в том числе, право на получение пенсии по выслуге лет.
Поэтому у суда нет оснований для выводов о противоречии федеральному законодательству оспариваемого прокурором закона.
Довод прокурора о том, что расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов, в связи с чем установление законом субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий указанной категории лиц нарушает принцип самостоятельности бюджетов, является несостоятельным.
Содержание приведенных выше 23 и 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определенно указывает на то, что установление дополнительных гарантий законом субъекта Российской Федерации является основой для правомерного использования органами местного самоуправления бюджетных средств.
Согласно статье 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Установление законом субъекта Российской Федерации оспариваемых прокурором дополнительных гарантий осуществления полномочий указанными в оспариваемом законе категориями лиц не отменяет порядка самостоятельного расходования местных бюджетов местными администрациями муниципальных образований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и подтверждает правомерность возникновения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ч.1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2011 1012-3 № 909-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 14 октября 2013 года.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА


------------------------------------------------------------------