По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Верховного суда Республики Саха от 08.10.2013 N 3-59/13 <О прекращении производства по делу о признании недействующим абзаца 2 пункта 10 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РС от 31.08.2006 N 393>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. № 3-59/13

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Самойловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 2 пункта 10 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года № 393

установил:

Правительством Республики Саха (Якутия)) 31 августа 2006 года № 393 принято постановление "О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Абзацем 2 пункта 10 Положения определено, что органами повседневного управления Якутской территориальной подсистемы РСЧС являются Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия)", Центр управления в кризисных ситуациях Республики Саха (Якутия).
По мнению прокурора данная норма противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Абзацем 4 пункта 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что органами повседневного управления единой системы на региональном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 4 (единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, как указывает прокурор, абзац 2 пункта 10 Положения вступает в противоречие с вышеназванными нормами, так как сужает перечень органов повседневного управления единой системы на региональном уровне. Так, в нем отсутствуют информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) З., действующая на основании доверенности от 13 сентября 2013 года, судебном заседании требования прокурора признала и представила постановление Правительства РС(Я) от 23 сентября 2013 года "О внесении изменений в постановление Правительства РС(Я) от 31 августа 2006 года № 393 "О Якутской единой территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено в абзаце втором пункта 10 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, после слов: "Центр управления в кризисных ситуациях РС(Я)" дополнить словами "Информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия".
В связи с указанным представитель Правительства РС(Я) просит прекратить производство по данному делу.
Прокурор согласилась с прекращением производства по делу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу по следующим основаниям.
Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние фактически утратили силу, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224 - 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 2 пункта 10 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года № 393.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА


------------------------------------------------------------------