По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 04.10.2013 по делу N 3-61-13 <О признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу № 3-61-13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре судебного заседания Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Самойловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 865-З № 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)",

установил:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 4 части 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 в части гарантий по обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда здоровью и имуществу, пункты 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 1 полностью, пункты 2, 3 части 2 статьи 1 полностью, часть 1 статьи 4 полностью, пункт 1 части 1 статьи 2 в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, пункты 2 и 3 части 1, часть 2 статьи 2 полностью, часть 2 статьи 4 полностью, статью 5 полностью, статью 11 полностью Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-З № 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" (далее Закона Республики № 631-IV). Заявление мотивировано следующим.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Республики № 631-IV в числе гарантий, предоставляемых депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, предусмотрено обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после их прекращения, но наступивших в связи с осуществлением полномочий.
Данная норма, по мнению прокурора, вступает в противоречие с федеральным законодательством, поскольку нарушает исключительную компетенцию Российской Федерации по регулированию гражданских отношений.
Согласно статей 927, 935, 969 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих возможность установления законом обязательного государственного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), обязательное государственное страхование может быть установлено только федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Поскольку федеральными законами не предусмотрено обязательное государственное страхование жизни и здоровья депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, рассматриваемый пункт закона республики принят, как указывает прокурор, с превышением полномочий Республики Саха (Якутия).
По аналогичным основаниям федеральному законодательству противоречит, по мнению прокурора, пункт 1 статьи 3 Закона Республики № 631-IV, предусматривающий страховые гарантии депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, предоставляются: 1) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней; 2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью не более 12 календарных дней (при замещении муниципальной должности в органах местного самоуправления муниципального района или городского округа) либо продолжительностью не менее 10 календарных дней (при замещении муниципальной должности в органах местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения); 3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня. Частью 2 статьи 2 Закона Республики № 631-IV закреплено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, продолжительность которого устанавливается муниципальным правовым актом предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и суммируется с ним.
Данные нормы оспариваются прокурором, поскольку, как он указывает, они вступают в противоречие со статьями 115, 116, 119 Трудового кодекса РФ, согласно которым ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Частью 2 статьи 4 Закона Республики № 631-IV определены основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия в соответствии с медицинским заключением; преобразование муниципального образования или упразднение муниципального образования; утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшее вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; призыв на военную службы или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
По мнению прокурора, данная норма вступает в противоречие с ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой приведены основания для досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В оспариваемой норме регионального закона приведены не все основания, предусмотренные федеральным законом, для досрочного прекращения полномочий указанных лиц, что влечет его противоречие федеральному законодательству.
Статьей 5 Закона Республики № 631-IV предусмотрено пенсионное обеспечение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших полномочия на постоянной основе. Закреплены условия назначения пенсии (часть 1), ее размер (части 2 и 3). Источником финансирования выплаты пенсии определен местный бюджет (часть 5).
Данная норма оспаривается прокурором, поскольку она, как указывает прокурор, вступает в противоречие с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которым расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Субъект Российской Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).
По аналогичным основаниям прокурором оспариваются пункты 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 1, пункты 2, 3 части 2 статьи 1, часть 1 статьи 4 Закона Республики № 631-IV.
Статьей 11 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей на время проведения заседания представительного органа муниципального образования, заседания комиссии (комитета) представительного органа муниципального образования, а также на срок не более 3 дней в месяц для работы с избирателями (часть 1). Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей производится по инициативе депутата на основании его письменного заявления и официального уведомления из соответствующего представительного органа муниципального образования (часть 2). Уставом муниципального образования может быть установлено, что за время освобождения от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатской деятельности депутату, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета выплачивается компенсация в размере, определяемом решением представительного органа муниципального образования (часть 3).
Данные нормы, как считает прокурор, приняты с превышением полномочий законодательного органа республики, поскольку часть 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Статьей 170 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом.
В судебном заседании прокурор Самойлова В.В. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 9 января 2013 года № 1 гс-28, в судебном заседании заявил о частичном признании требований прокурора. Указывает, что все требования прокурора, за исключением требования о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 3 части 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV, являются обоснованными. Пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах полномочий регионального законодателя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его существования определены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных этим Федеральным законом.
В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
10 ноября 2010 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-З № 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" (далее Закона Республики № 631-IV), опубликованный в изданиях "Якутские ведомости" № 74 24 ноября 2010 года, "Ил Тумэн" № 45 26.11.2010.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Республики № 631-IV в числе гарантий, предоставляемых депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, предусмотрено обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу, а также обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после их прекращения, но наступивших в связи с осуществлением полномочий.
Статьей 969 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (ч. 2).
Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании (ч. 3).
Таким образом, обязательное государственное страхование может быть осуществлено в отношении жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. К категории государственных служащих депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не относятся.
Кроме того, ч. 4 ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмотрено, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; и другие обязательные положения.
При указанных обстоятельствах, довод прокурора о том, что указанная норма принята региональным законодателем с превышением его нормотворческих полномочий, является обоснованным, поскольку определение условий и порядка осуществления обязательного государственного страхования отнесены к полномочиям федерального законодателя.
Пункт 1 статьи 3 Закона Республики № 631-IV, предусматривающий обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с осуществлением полномочий, также принят с превышением полномочий регионального законодателя, поскольку в силу приведенных выше норм федерального законодательства, региональному законодателю не предоставлено право определять условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования.
Частью 2 статьи 4 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что основаниями досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления являются: 1) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия в соответствии с медицинским заключением; 2) преобразование муниципального образования или упразднение муниципального образования; 3) утрата поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 4) увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшее вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом; 5) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
Частью 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае: 1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства.
Сравнительный анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что установленные в Законе Республики № 631-IV основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не соответствуют основаниям, установленным федеральным законом.
Частичное воспроизведение в региональном акте норм большей юридической силы приводит к установлению иного правового регулирования, и тем самым вступает в противоречие с нормами большей юридической силы. Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству и признании недействующим части 2 статьи 4 Закона Республики № 631-IV.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, гарантируются: право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, определенного с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, и ежемесячного денежного поощрения. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что указанным лицам гарантируется получение пособия и компенсации при прекращении полномочий, а также пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 6); возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с повышением квалификации (пункт 7).
Пунктом 2 части 2 данной статьи предусмотрено, что указанным лицам гарантируется компенсация транспортных расходов, почтовых и телеграфных отправлений, связанных с осуществлением полномочий, в порядке и на условиях, которые определяются муниципальными правовыми актами; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с повышением квалификации (пункт 3 части 2 статьи 1 Закона Республики № 631-IV).
Частью 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, предоставляются: 1) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней; 2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью не более 12 календарных дней (при замещении муниципальной должности в органах местного самоуправления муниципального района или городского округа) либо продолжительностью не менее 10 календарных дней (при замещении муниципальной должности в органах местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения); 3) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера продолжительностью 24 календарных дня. Частью 2 статьи 2 Закона Республики № 631-IV закреплено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, продолжительность которого устанавливается муниципальным правовым актом предоставляется сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и суммируется с ним.
Частью 1 статьи 4 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления или выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему полномочия на постоянной основе, выплачивается компенсация в размере назначенного ему денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения до устройства на новое место работы (но не более четырех месяцев со дня прекращения полномочий) в следующих случаях: 1) окончание срока полномочий; 2) неизбрание на новый срок соответственно депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; 3) досрочное прекращение полномочий.
Статьей 5 Закона Республики № 631-IV предусмотрены условия (часть 1), размер (часть 2), источник финансирования (часть 5) пенсионного обеспечения депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших полномочия на постоянной основе.
Довод прокурора, что пункты 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 1, пункты 2 и 3 части 2 статьи 1, а также пункт 1 части 1 статьи 2 в части слов "продолжительностью 45 календарных дней", пункты 2 и 3 части 1 и часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4, статья 5 полностью, противоречат нормам федерального законодательства и должны быть признаны недействующими, является обоснованным по следующим основаниям.
Частями 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливают другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 9, пунктов 1 и 2 ст. 86 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Субъект Российской Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации (абзац шестой ч. 1 ст. 8 БК РФ).
Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливать гарантии осуществления их деятельности, решать иные вопросы местного значения, отнесенные законом к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, с силу части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, а также гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных обязанностей.
Часть 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Статьей 115 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 дней может быть установлен только Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом. Установление региональным законодателем основного оплачиваемого отпуска указанным категориям лиц продолжительностью 45 дней означает, что региональный законодатель вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В соответствии со ст. 119 Трудового кодекса РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, поскольку оплата труда указанных лиц осуществляется за счет средств местного бюджета.
Статьей 321 Трудового кодекса РФ, а также ст. 14 Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", предусмотрено, что кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня.
Пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на постоянной основе, предоставляются ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью за работу в районах Крайнего Севера 24 календарных дня.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в судебном заседании заявил о том, что указанная норма принята в точном соответствии с нормами федерального законодательства, в силу чего не может быть признана противоречащей им. Между тем, указанная норма, как и другие положения оспариваемой статьи 2 Закона Республики № 631-IV, установлена региональным законодателем с превышением полномочий, поскольку принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) отнесено к ведению федеральных органов власти. Кроме того, указанная норма взаимосвязана с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV, (которые должны быть признаны недействующими), и не может применяться как отдельная норма. Часть 2 статьи 2 Закона Республики № 631-IV, предусматривающая суммирование дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день с основным оплачиваемым отпуском, предполагает суммирование того количества дней указанных отпусков, что установлены в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики № 631-IV, что нельзя признать правильным, поскольку указанные пункты противоречат нормам Трудового кодекса РФ.
В силу указанных обстоятельств, пункты 1, 2, 3 части 1, а также часть 2 статьи 2 Закона Республики № 631-IV должны быть признаны недействующими, поскольку они противоречат нормам Трудового кодекса РФ, и приняты с превышением полномочий регионального законодателя.
Указанная норма принята по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированных Трудовым кодексом Российской Федерации, тем самым она принята с превышением полномочий регионального законодателя.
На основании части 1 статьи 11 Закона Республики № 631-IV депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей на время проведения заседания представительного органа муниципального образования, заседания комиссии (комитета) представительного органа муниципального образования, а также на срок не более трех дней в месяц для работы с избирателями.
Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей производится по инициативе депутата на основании его письменного заявления и официального уведомления из соответствующего представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 11 Закона Республики № 631-IV).
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что Уставом муниципального образования может быть установлено, что за время освобождения от выполнения производственных или служебных обязанностей в связи с осуществлением депутатской деятельности депутату, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета выплачивается компенсация в размере, определяемом решением представительного органа муниципального образования.
Статьей 170 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом государственный орган выплачивает работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом.
Трудовой кодекс РФ не содержит закрепленных статьей 11 Закона Республики № 631-IV гарантий депутатской деятельности в виде предоставления определенного количества дней для выполнения депутатских полномочий, положения о том, что размер компенсации за время выполнения депутатских полномочий определяется решением представительного органа муниципального образования. Напротив, указано, что размер компенсации определяется Трудовым кодексом РФ.
Сравнительный анализ оспариваемых прокурором норм Закона Республики № 631-IV Закона и приведенных выше федеральных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель Республики Саха (Якутия), определяя условия осуществления и гарантии депутатской деятельности, осуществил оспариваемое правовое регулирование с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, и в противоречие действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых норм Закона Республики № 631-IV недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункт 4 части 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 3 в части гарантий по обязательному государственному страхованию на случай причинения вреда здоровью и имуществу, пункты 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 1 полностью, пункты 2, 3 части 2 статьи 1 полностью, часть 1 статьи 4 полностью, пункт 1 части 1 статьи 2 в части продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, пункты 2 и 3 части 1, часть 2 статьи 2 полностью, часть 2 статьи 4 полностью, статью 5 полностью, статью 11 полностью Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-3 № 631-IV "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 4 октября 2013 года.

Председательствующий
З.С.ДЬЯКОНОВА


------------------------------------------------------------------