По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Саха от 09.07.2013 по делу N 3-16/13 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "ж" пункта 8.5 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха от 25.05.2006 N 226>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу № 3-16/13

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дмитриевой Л.А.

при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Рязанской А.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске

заявление Горохова Евгения Алексеевича об оспаривании в части Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 № 226, а также об оспаривании преамбулы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 № 226

установил:

25.05.2006 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 226 "О Порядке предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", опубликованное в печатном издании "Якутия", № 100, 06.06.2006.
Заявитель Горохов Е.А. обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений названного Порядка, а также преамбулы Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 № 226 противоречащими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
Из содержания заявления следует, что поводом для обращения в суд послужило то обстоятельство, что Горохов Е.А. является инвалидом, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с чем был включен в республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Однако, в апреле 2011 года заявитель необоснованно был исключен из списка граждан-получателей социальных выплат в связи с тем, что Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета (далее - Комиссия) на основании незаконного нормативного правового акта было принято неправомерное решение в отношении заявителя, при этом Комиссия действовала в отсутствие на то необходимых полномочий и вопреки требованиям действующего законодательства, регулирующего вопросы принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В заявлении Горохова Е.А. содержатся требования о признании незаконными и недействующими со дня принятия следующих положений нормативного правового акта:
преамбулы Постановления Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года № 22 (далее - Постановление) в части слов "во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований";
пункта 1 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" утвержденного названным Постановлением (далее - Порядок), в части слов "нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года";
пункт 3 Порядка в части слов "социальной нормы общей площади жилья" и в части слов "на 1 гражданина";
подпунктов "е" и "ж" пункта 8.5 Порядка;
пункта 17 Порядка;
Приложения № 2 к Порядку в части слов "в течение 3-х календарных месяцев".
В судебном заседании заявитель Горохов Е.А. требования поддержал в полном объеме, при этом пояснил суду, что непосредственно его права и свободы затрагиваются подпунктом "ж" пункта 8.5 Порядка и принятым на основании данной нормы неправомерным решением Комиссии об исключении заявителя из реестра граждан-получателей социальных выплат на приобретение жилья. В остальной части не представил объяснений относительно нарушенных прав и интересов.
Оспаривая подпункт "ж" пункта 8.5 Порядка, считая его не соответствующим федеральному законодательству, заявитель указывает на то, что Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета наделена властными полномочиями, предоставляющими ей, в частности, право принимать решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья. При этом заявитель полагает, что названная Комиссия не является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), то есть решения Комиссии не могут носить обязательный характер. Между тем Правительство Республики Саха (Якутия), наделив Комиссию властными полномочиями, практически создало государственный орган, тем самым, вторглось в компетенцию Президента РС(Я) по определению структуры исполнительных органов государственной власти республики. Считает, что тем самым нарушены положения Федерального закона "О защите конституционных органов власти в Российской Федерации" от 09.10.1992 г. № 3618-1, согласно которому запрещено присваивать полномочия конституционных органов власти, установленные Конституцией и законами РФ и Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации
Кроме того, подпункт "ж" пункта 8.5 Порядка оспаривается заявителем ввиду неопределенности данной правовой нормы. Так, по мнению заявителя, возможность принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по причине отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. При этом заявитель обращает внимание суда на то, что подпункт "ж" пункта 8.5 Порядка не содержит ссылки на конкретные нормы законодательства Российской Федерации, применяемые для решения вопроса об отказе в предоставлении мер социальной поддержки инвалидам. Между тем, по мнению заявителя, единственным и основным условием включения в список на предоставление социальных выплат является постановка гражданина на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. При этом заявитель ссылается на то, что он и члены его семьи приобрели статус нуждающихся в улучшении жилищных условий и право на получение жилого помещения до 1 января 2005 г., с данного учета не были сняты в установленном законом порядке. Однако, неопределенность оспариваемой заявителем правовой нормы позволила Комиссии принять решение об исключении истца из республиканского реестра граждан - получателей социальный выплат на текущий финансовый год. Более того, данное решение было принято Комиссией в отсутствие на то необходимых полномочий, которыми обладают исключительно органы местного самоуправления при решении вопроса о снятии гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также указывает на то, что названное решение комиссии не содержало ссылки на нормативные правовые акты федерального законодательства, в силу которых Горохов Е.А. не обладает правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Просит заявление удовлетворить, признать оспариваемые положения Постановления Правительства РС(Я) незаконными и недействующими.
Представители Правительства Республики Саха (Якутия) Федорова Т.Д., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 г. № 620-П1, Николаева М.Н., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 г. № 621-П1, полагают, что оспариваемые нормы не нарушают права самого заявителя.
Указывают на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством РС(Я) в пределах компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Ссылаются на наличие у Правительства РС(Я) полномочий по созданию постоянно действующих и временных правительственных и межведомственных координационных, консультативных и совещательных органов на представительной основе. В связи с этим полагают, что создание Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета и осуществление ею предусмотренных Постановлением Правительства РС(Я) полномочий не противоречат действующему федеральному законодательству.
Также приводят доводы о законности решения Комиссии, принятого в отношении заявителя Горохова Е.А. в апреле 2011 года.
Просят в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Требования заявителя в части, касающейся оспаривания преамбулы Постановления Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года № 22, пунктов 1, 3, подпункта "е" пункта 8.5, пункта 17 Порядка, приложения № 2 к Порядку разрешены определением Верховного суда РС(Я) от 09.07.2013 г.
Таким образом, заявление Горохова Е.А. об оспаривании названного нормативного правового акта рассматривается в рамках доводов заявителя о несоответствии положениям действующего федерального законодательства подпункта "ж" пункта 8.5 Порядка.
25.05.2006 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление № 226 "О Порядке предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов", опубликованное в печатном издании "Якутия", № 100, 06.06.2006.
Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Российской Федерации, статье 5 Жилищного кодекса РФ вопросы социальной защиты, жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Также согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 1 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I (ред. от 24.01.2006) "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" (принят постановлением ПР ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 15.02.1995 З № 52-I) Правительство Республики Саха (Якутия) является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 названного закона Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией и законами Республики Саха (Якутия), межгосударственными и иными договорами. Правительство Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления республики, федеральными органами, находящимися на территории республики, и иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений.
Оспариваемый заявителем нормативный правовой акт, как следует из его содержания, принят во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Из текста оспариваемого Порядка усматривается, что названный Порядок определяет правила обеспечения жильем ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Тем самым названный Порядок регулирует правоотношения по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с абзацем 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органам власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, при этом абзацем 8 названной статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки также определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормы приняты субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 8 Порядка для решения вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с использованием средств субвенций из федерального бюджета Правительством Республики Саха (Якутия) создается Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 8.5 Порядка Комиссия вправе принимать решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае, в частности, отсутствия оснований для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы заявителя об отсутствии у Комиссии статуса органа государственной власти и, как следствие - полномочий на принятие решений обязательного характера, не могут служить основанием для удовлетворения требований об оспаривании положений нормативного правового акта. В данном случае суд учитывает, что в силу статьи 22 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З № 51-I "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" организация и порядок деятельности Правительства республики осуществляется в соответствии с утверждаемым им Регламентом Правительства.
В свою очередь, из пункта 15.1 Регламента Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановление Правительства РС(Я) от 03.11.2010 № 490, следует, что Правительство республики вправе образовывать постоянно действующие и временные правительственные и межведомственные координационные, консультативные и совещательные органы на представительной основе.
Координационные органы, как правило, именуются комиссиями или организационными комитетами и образуются для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти по сфере деятельности при решении определенного круга задач.
Следовательно, утверждение Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и создание Комиссии с целью его реализации предусмотрено законодательством субъекта РФ, при отсутствии на это каких-либо запретов, установленных федеральным законодательством.
С утверждением заявителя о неопределенности оспариваемой правовой нормы суд не может согласиться, так как в настоящем случае правовое регулирование предусматривает, что его реализацию предписано осуществлять в соответствии с федеральным законодательством, что само по себе не может рассматриваться как противоречащее последнему. Содержание отсылки в правовом положении регионального законодательства к нормативным правовым актам Российской Федерации по предметам совместного ведения не может расцениваться как неясность и неопределенность правового регулирования.
В данной части доводы заявления фактически сводятся к несогласию с конкретным решением Комиссии, принятым в отношении Горохова Е.А. по вопросу исключения из республиканского реестра граждан-получателей социальных выплат. Между тем, указанные доводы не могут быть предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку предметом заявленных требований является соответствие нормативного правового акта субъекта РФ положениям федерального законодательства в порядке главы 24 ГПК Российской Федерации. Проверка же законности действий либо решения Комиссии, основанных на положениях оспариваемого нормативного правового акта, в том числе правомерности принятия данного решения при условии нахождения заявителя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также допустимости отсутствия указания в решении Комиссии положений федерального законодательства, на основании которых заявитель не может быть признан лицом, обладающим правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в полномочия верховного суда республики по правилам гражданского судопроизводства не входит. Данные требования могут быть предметом рассмотрения по правилам главы 25 ГПК РФ соответственно в районном (городском) суде с соблюдением установленных правил подсудности.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Горохова Е.А. о признании части оспариваемого актов недействующей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Горохова Евгения Алексеевича об оспаривании подпункта "ж" пункта 8.5 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 № 226, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме 11.07.2013 г.

Судья
Л.А.ДМИТРИЕВА


------------------------------------------------------------------